ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №2072
АССОЦИИРОВАННАЯ при ЮНЕСКО
1.Название работы – Азиатские тигры – прыжок в будущее
2.Номинация - Экономическая география
3.Авторы работы – Журина Ольга Николаевна, Кривошеева Анастасия Геннадьевна
4.Возраст-16лет
Класс-10 «А»
5. ГБОУ гимназия № 2072 (директор - Валишина Лариса Николаевна)
6.Научный руководитель работы - Конькова Наталья Михайловна
7.Контактные телефоны: 89099639742,306-48-10
Цель проекта:
Исследовать и обобщить материалы по теме «Новые индустриальные страны Азии»
Создание компьютерной презентации «Новые индустриальные страны Азии»
Задачи проекта:
Сформировать понятие - «Новые индустриальные страны Азии. Восточно-азиатское экономическое чудо»;
Показать их роль в международном географическом разделение труда;
Выделить отрасли специализации в этих странах;
Познакомить с особенностями их исторического развития;
Обозначить проблемы стран и перспективы развития;
Выделить характерные черты населения данной группы стран;
Показать отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
Познакомить с достопримечательностями (культурой, традициями, обычаями);
Сформировать навыки учебно-поисковой деятельности, в т.ч. информационно-коммуникативные, через работу с различными источниками знаний;
Совершенствовать личностное саморазвитие;
Выработка коллективных методов работы.
План:
1. Введение
2. Общая справка
3. Секреты успеха
4. Система образования
5. Вывод
6. Используемые термины
7. Источники информации
Введение
Развитие мировой экономики последних десятилетий подарило множество сюрпризов и неожиданностей. Прочное место среди них занял феномен «новых индустриальных стран», которые стали настоящей сенсацией второй половины XX века.
Поразительные успехи целого ряда государств на пути модернизации общества, стремительного прыжка из традиционного аграрного в индустриальный и постиндустриальный мир способствовали их превращению в крупных игроков глобального экономического пространства.
Содержание:
Азиатские тигры (драконы) – четыре страны Восточной Азии, добившиеся огромных успехов в экономическом развитии в кратчайшие сроки. К ним относятся Гонконг, Южная Корея, Сингапур и Тайвань.
В течение 80-х гг. эти страны доказали, что в состоянии поддерживать рост на уровне, превышающем 7% в год.
Все страны «четверки» были почти лишены запасов полезных ископаемых,
но зато в их распоряжении имелся в избытке такой важный ресурс, как
дешевая и исключительно дисциплинированная рабочая сила.
Традиционное конфуцианское воспитание с его установками на образование,
дисциплину и конформизм, лишь способствовали будущему социальному
прорыву.
Но в чём секрет успеха этих стран? Каким образом можно достичь подобных высот за такое малое время?
Один из самых крупных бизнесменов этого региона дает простое объяснение: мы экономические звери, пожалуй, самые жадные на земле и самое главное — дать человеку стимул работать.
Особенности:
Несмотря на сходство стратегии, между «тиграми» первой волны существовали немалые различия в тактике. Если Корея сделала ставку на создание крупных фирм широкого профиля, то Тайвань, наоборот, предпочитал средние и мелкие предприятия.
Еще одной объединяющей характеристикой «азиатских тигров» стал уровень государственного регулирования экономики. В основе лежала форсированная индустриализация, начинавшаяся с перевода на машинную базу легкой промышленности, которая ориентировалась на производство потребительских товаров кратковременного пользования для внутреннего рынка.
Другая особенность «тигров» первой волны заключалась в том, что все они совершали
свой экономический рывок под руководством авторитарных режимов.
Никакой речи о свободе и демократическом обществе и быть не может. Опыт НИС свидетельствует, что именно авторитарные режимы успешнее всего решают здесь вопросы экономической стабилизации и национального развития.
Удачная налоговая политика, способствовавшая росту инвестиций, а также отсутствие высоких финансовых барьеров для капиталовложений, как своих, так и зарубежных инвесторов. Всё это привело к росту ВВП приблизительно на 7%.
Решающее же значение в условиях нового этапа НТР, в условиях начавшейся в 90-е гг. структурной перестройки мирового хозяйства приобретает вопрос научно-технического потенциала, тенденция к интенсификации развития, саморазвитию на основе накопленного промышленного и научного потенциала.
К середине 90-х гг. достижения Восточной и Юго-Восточной Азии действительно выглядели впечатляюще. Ситуация превосходила самые смелые надежды реформаторов конца 1970-х гг., стоявших у истоков «экономического чуда».
Качество образования, начиная с младшего возраста – ещё один залог успеха «азиатских тигров».
Причины:
Основательная начальная школа
Если в России дети учатся в начальной школе три-четыре года, то в «азиатских тиграх» этот срок существенно больше: шесть лет. Те основания, которые закладываются на образовательном старте, являются базой успешности.
Например,в Сингапуре определено семь результатов, которые дети должны получить к моменту окончания начальной школы. Среди них - "уметь размышлять и выражать свои мысли" и "проявлять живой интерес к вещам вокруг". Звучит вроде просто. Однако нацеленность именно на эти результаты позволяет сингапурским школам быть столь успешными. Кстати, пять других результатов к академическому обучению отношения не имеют, например: "уметь отличать хорошее от плохого", "уметь строить дружеские отношения", "любить Сингапур" и прочее.
Отмена учебной повинности
Страны отказалась от конвейерного подхода к обучению, при этом не сузив, а, наоборот, расширив образовательное предложение. Для студентов обязательным является примерно пятьдесят процентов курсов. Задача учебного заведения - обеспечить богатый выбор как специальных, так и общеобразовательных услуг. Фактически введена своеобразная презумпция ответственности: предполагается, что будущий специалист в состоянии определять как минимум половину содержания своего образования.
Информатизация
Вопрос оснащенности компьютерной техникой и средствами телекоммуникации был поставлен как принципиальный и решен стопроцентно.
Частный капитал
Практически все начальные школы и большинство общеобразовательных находятся под опекой государства, на уровне же высшего образования все с точностью до наоборот.
По объемам финансирования частный капитал играет едва ли не главную роль на рынке образования азиатских стран. В Корее частные источники дают 80% общего бюджета вузовского образования, более 50% дошкольного, и порядка 15% начального и среднего школьного образования
Образовательные кредиты и гранты
В азиатских странах, где доля платного образования высока, государства выделяют персональные субсидии. По программе Edusave в Сингапуре на счет каждого из первых трех детей в семье кладется определенная сумма на покрытие расходов на образование. Неизрасходованные средства переводятся в специальный фонд, и ими можно будет воспользоваться по достижении совершеннолетия.
Существуют две другие формы - кредитная и система грантов. Через систему займов (кредитов) реализуется инвестиционный подход - вкладов в самого себя и в свое будущее. Студент через систему финансовых институтов занимает средства у своего будущего, нарабатывает за время обучения для своего будущего ресурсы и дивиденды с них в назначенное время прошлому возвращает. Идет своеобразная игра с деньгами и временем, реально формирующая ответственность молодого человека. Студенческие кредиты предоставляются по низким процентными ставкам, по многим из них проценты за время обучения выплачивает государство, а погасить кредит выпускник обязан в течение долгих десяти лет.
Образовательная стратегия
Является ключевым фактором успеха. При этом каждая страна ясно и четко заявляет свои образовательные цели. Определяется с качеством образования, которого хочет достичь, структурой и объемами ресурсов, которые необходимо привлечь. Наличие стратегических целей позволяет выстраивать среду, вводить разные образовательные модели, работающие на достижение этих целей.
Подход Сингапура, например, таков: объединение мировых информационных и коммуникационных технологий с концепцией "мыслящих школ и обучающейся нации".
Судя по образовательным и экономическим успехам «азиатских тигров», подобная система обучения дает блестящие результаты.
Вывод:
Среди «азиатских тигров» четко выделяются две волны стран. Для каждой из них характерны собственные, но похожие условия развития, которые в сумме и создали уникальную почву для стремительного экономического прорыва. Таким образом, можно утверждать, что в основе феномена «азиатских тигров» лежит ряд факторов. В их числе стоит отметить как политические, так и социально-экономические и ментальные.
Используемые термины:
1. Авторитарный режим — политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения.
2. Презумпция - заключение о наличии каких-либо положений, фактов, прав субъекта на основе доказанности других положений, фактов, прав субъекта.
3. Субсидия - выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти.
4. Валовой внутренний продукт - совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны без разделения ресурсов, использованных на их производство, на импортные и внутренние.
5. Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу.
6. Дивиденд — часть прибыли акционерного общества или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении.
Источники информации
1. Википедия – свободная энциклопедия
2. И.А. Родионова, Т.М. Бунакова «Экономическая география»
3. http://expert.ru
4. http://www.nsu.ru/education/genecon/work/appendix/tigers.htm
5. http://www.mobus.com/ekonomika/229059.html
6. http://ru.wikipedia.org/wiki
|