Конькова Н.М.
учитель географии,
высшая квалификационная категория.
Методическая разработка
урока географии
География 8 класс. Тема: «Таёжная зона».
Продолжительность урока: 45 минут.
Особенность урока: по содержанию - урок изучения нового материала, по методам обучения – комбинированный урок.
На уроке применяется технология развивающего обучения.
Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.
Роль учителя на уроке быть организатором познавательной деятельности учащихся, их помощником и консультантом.
Каждый урок должен не только обучать и развивать, но и воспитывать учеников. Принципиальная особенность современного образовательного процесса состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития школьников в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребёнка, направленная на изменение им самого себя как субъекта учения. В результате возникает проблема – как организовать деятельность учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания и создать такие условия, когда каждый ученик хотел бы и мог бы наиболее эффективно осуществлять такую деятельность.
На данном уроке применялись следующие методические приёмы технологии развивающего обучения: цифровой диктант, составление логических цепочек, задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; методические приёмы технологии критического мышления: чтение с пометками, составление списка известной информации.
Участники урока: обучающиеся 8 класса.
Учебно-воспитательные задачи.
1. Сформировать новые понятия: очаговое расселение, лесные ресурсы.
2. Закрепить основные понятия по теме: «Субарктика» - термокарстовые озёра, булгунняхи, редкоочаговое расселение, народы Севера, неустойчивый ландшафт, редколесье, криволесье, зона развитого оленеводства, охотничье-промысловая зона, звероводство, полярное земледелие.
Воспитание природоохранных, экологических, социально-экономических умений и навыков, патриотических чувств.
Дальнейшее развитие картографических навыков.
Развитие логического, географического мышления.
Продолжить развитие методов сравнительного анализа, обобщения и выделения главного.
Предметные умения
Обучающиеся должны знать новые понятия: очаговое расселение, лесные ресурсы.
Обучающиеся должны закрепить и расширить основные понятия по теме: «Субарктика» - термокарстовые озёра, булгунняхи, редкоочаговое расселение, народы Севера, неустойчивый ландшафт, редколесье, криволесье, зона развитого оленеводства, охотничье-промысловая зона, звероводство, полярное земледелие.
Метапредметные умения
1. Выявление причинно-следственных взаимосвязей:
географическое положение –
особенности климата – почвенно-растительная зона – особенности расселения и плотности населения – виды хозяйственной деятельности (на примере таёжной зоны).
Оборудование урока: настенные карты «Растительность России», «Физическая карта России», «Природные зоны», школьные атласы, электронные карты «Растительность России», «Физическая карта России», «Природные зоны».
Ход урока.
Повторение пройденного материала – задания на сопоставление, сравнение изученных объектов.
Устный опрос по вопросам и заданиям после §32, 33, которые выделены разными цветами:
Какие 2 северные природные зоны мы знаем?
Что характерно для зоны тундр и лесотундр? (рельеф, климат, внутренние воды, занятия населения)
Почему мы называем Субарктику – чуткой?
Почему Арктику часто называют «кухней погоды» нашей страны?
Проверочная работа – методический приём «Графический диктант»:
(использование плазменной панели, мультимедиа)
1. Арктика 6. Северный морской путь
2. Редколесье 7. Термокарстовые озёра
3. Полярное земледелие 8. Криволесье
4. Булгунняхи 9. Неустойчивый ландшафт
5. Стланики 10.Редкоочаговое расселение
Учитель диктует ряд утверждений по изученной теме. Если учащиеся согласны с ними, то под номером утверждения ставят «+», если не согласны, то «-». В ряде утверждений заведомо внесены ошибки. В результате у учащихся вырисовывается графическая цепочка из «+» и «-».
1. Земли, расположенные в приполярном районе, к северу от границы лесов.
2. Карликовые стелющиеся формы деревьев.
3. Земледелие в условиях чернозёмных почв.
4. Бугры куполообразной формы высотой 10-25 метров, образующиеся при мерзлотном пучении грунтов.
5. Стелющиеся карликовые леса.
6. Полярные исследования, научные станции, дрейфующие экспедиции.
7. Озёра тектонического или ледникового происхождения.
8. Участки леса, состоящие из изогнутых в спираль стволов деревьев, из деревьев в форме флага, из деревьев «в юбке».
9. Легкоранимые и с трудом восстанавливаемые природные комплексы тундры и лесотундры.
10. Размещение населения очагами вдоль морских побережий и по берегам рек.
Ответы
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
Изучение нового материала.
Вводная беседа - задания на сопоставление, сравнение изученных объектов.
Какая природная зона находится южнее лесотундры?
Вводная беседа по заданию на странице 188 (задание выделено со знаком вопроса).
Дать её географическое положение.
Работа учащихся с текстом учебника(§34 рисунки №152,153,154), картами атласа, электронными картами.
Какие формы рельефа характерны для зоны лесов?
Характеристика природных компонентов.
Методический приём – «Рассказ-предположение по ключевым словам».
Дана характеристика климата, внутренних вод, растительности, животного мира тайги, учащимся предлагается составить краткую их характеристику, используя указанные слова из материала §34
Длительная, холодная зима Достаточно тёплое лето Неглубокое
залегание грунтовых вод
Многолетняя мерзлота Тёмные еловые леса Лиственничные леса
Округлые озёра Умеренно континентальный Континентальный климат
Вторичные леса 90 видов млекопитающих 110 тысяч
озёр, заболоченность
Резко континентальный климат Пушные звери Изменение степени континентальности
(используется доска или мультимедиа)
В ходе изучения нового материала учащиеся возвращаются к текстам, исправляют и дополняют их, обосновывают свои предположения полученными данными.
3. Закрепление нового материала – чтение с пометками части §34, «Леса России. Занятия населения».
Методический приём – «Составление списка известной информации».
Технология критического мышления
В ходе чтения данных частей §34 и рисунков156,157,158,159, картосхемы № 155 в тексте параграфа, учащиеся самостоятельно заполняют следующую таблицу:
Что я знаю
|
Что я узнал (а) нового
|
Что меня удивило
|
|
|
|
Обобщающая беседа по новому материалу.
Каковы основные занятия населения в таёжной зоне?
Что значит очаговый характер освоения?
Какие проблемы возникают в тайге на современном этапе развития современного хозяйства?
4. Домашнее задание: стр. 188-193, вопросы 3-5 стр.193
Использованная литература: Н.П.Петрушина, Э.В.Ким «География России. Природа и население. Рекомендации к планированию уроков», В.Н.Иванова, Е.Н.Антонова, А.Ю.Кузьмин «География 7-10 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся», издательство «Дрофа» 2009.
|